(Бахчисарайский р-н, с. Малое Садовое)
Над левым берегом Бельбека, у села Малое Садовое возвышается мыс с обрывистыми склонами, носящий название Куле-Бурун. «Куле» означает «башня». Действительно, приглядевшись с дороги, видим башню с остатками оборонительной стены. Это Сюйренское укрепление, раннесредневековый феодальный замок. Соседом крепости является маленький пещерный монастырь Чилтер-Коба, расположенный на соседнем мысе Ай-Тодор.
Чтобы попасть к этим памятникам, нужно перейти Бельбек, оставив позади село Малое Садовое, и через кизиловый сад дойти по грунтовой дороге вверх по ущелью, разделяющему Куле-Бурун и мыс Ай-Тодор.
Ущелье, пропитанное духом православия, возможно, казалось татарам неприветливым и пугающим. Они нарекли его Хор-хор - «гиблое место». Но, как говорится, что русскому хорошо, то татарину «хор-хор» (татарское «хор» - плохой). Паломникам ущелье внушает состояние душевного покоя и возвышенной мысли. Православные всегда трепетно относились к выбору мест для монастырей. Не показная суровость условий, а гармония с природой и ее Творцом, красота внутренняя и внешняя были и есть идеалами монастырской обители.
Сворачиваем с основной дороги направо. У подножия отвесных скал, в «полугоре», как говорили древние, видны провалы пещер, выдолбленных в монолитном теле скального массива. Нас встречает самая крайняя очень маленькая пещера-келья, всего 4x2 м, с низким, высотой не более полутора метров, потолком. Двигаясь вдоль скалы, мы проходим келью монастырского эконома, складскую пещеру, покои игумена, большой трапезный зал, пещерные кельи, чье аскетическое устройство заставляет поразмыслить над бесполезностью мирского комфорта.
Наконец открывается вход в огромную карстовую пещеру, в которой находится главная святыня монастыря — пещерный храм. Рядом с алтарем видны следы разрушенной купели, у входа несколько могил, среди них одна очень маленькая. Вероятно, в ней находился ковчежец с частицей святых мощей.
В древности пещеры были перегорожены снаружи каменными кладками, защищавшими обитель. Пещеры соединялись целой цепочкой деревянных балок и переходов, балкончиков. Татары, заметив их следы, дали этому месту название Чилтер-Коба («чилтер» означает «решетка», «кружево»; «коба» — «пещера»).
Предполагается, что монастырь святого Феодора был основан православными монахами-иконопочитателями из Византии в 8—9 веках. Монастырь существовал до 1475 года, когда турецкая армия Кедук-Ахмет-паши, захватив Феодосию, двинулась покорять княжество Феодоро и по пути разорила обитель.
Сейчас монастырь, сохранив в неприкосновенности дух византийского православия, возрождается. Мы застали там отца Даниила. Он находился, как нам показалось, в совершенной гармонии с этими пещерами, скалами, родником, небом, этим миром. Когда мы показали ему схему монастыря из научной книжки с обозначением трапезной, покоев игумена и т.д., он лишь усмехнулся.
Проходя далее по краю обрыва, мы видим следы пещерных келий и глубокий, длинный 140-метровый грот, ведущий к источнику. Вода в источнике вкусная и прохладная. Здесь же, под скальным навесом, устроена купель.
Тропа приходит через Тисовую рощу. Это уникальное место, одно из крупнейших в Крыму местообитаний реликтового тиса ягодного. В этой роще, охраняемой как памятник природы, насчитывается свыше 2 тысяч деревьев тиса. Радуют глаз молодые тисята. Живы ровесники динозавров! На нашей карте это место так и обозначено Динозавровая рощица.
Огибая ущелье, тропинка приводит к подножию мыса Джаниче-Бурун (с тюрк. приятный, душевный). У основания мыса в средневековье располагался монастырский винзаводик. Археологи обследовавшие это место (археологические надписи синей краской сохранились) утверждает, что этот «винзавод» производил до 300 тысяч литров вина в год. Видимо, производство вина и его продажа составляли основной доход монашеской братии.
Здесь сохранились тарапаны - углубления в скальном грунте, в которых из винограда давили сок. Первым на них обратил внимание швейцарский ученый-путешественник Дюбуа де Монпере в 18 веке. Везде упоминается «челентановский» способ топтания ногами, но в стенке давильни есть отверстия, видимо все-таки для деревянных конструкций пресса. Из этой ванны ведет сточное отверстие для сока в нижнюю ванну, где сок собирался, а затем переносился в глиняные сосуды, где из сусла вызревало вино.
октябрь 2005/май 2007 г.
Доступность: 2