Я видел мертвый город: ямы
былых темниц, глухие храмы,
безмолвный холм Чуфуткале...
Небес я видел блеск блаженный,
кремнистый путь, и скит смиренный,
и кельи древние в скале.
Владимир Набоков.
Читать весь текст
Отправляемся в предместье Бахчисарая Староселье, настоящий перекресток цивилизаций, культур и религий. Скальные массивы причудливой формы увиты плющом, зарослями кустарников и деревьев: от кизила до дуба. В живописных ущельях и урочищах, чистый воздух которых наполнен пением птиц, журчат источники с живительной водой, растут вековые деревья грецкого ореха и уцелевшие островки
чаировых садов. На верхних плато прекрасные рощи можжевельника и сосновые посадки наполняют воздух смолистым ароматом.
Здесь сохранились остатки многочисленных поселений: стоянки древних людей, по селения тавров и скифов, греческая деревенька Мариамполь, иудейский город Чуфут-Кале, татарский Салачик. Здесь органично переплелись культуры различных народов, здесь прекрасно сочетаются линии изящных минаретов, золотистые купола христианских храмов и черепичные крыши караимских кенасс. Поистине божественный край.
Наша дорога идет по южному склону ущелья Марьям-дере («ущелье святой Марии»). Слева от дороги находятся остатки средневекового поселения Салачик. Дорога постепенно углубляется в ущелье вдоль отвесных скал. Вскоре в них появляются пещеры монастырского комплекса. Мы выходим на площадку. Здесь сохранились старые наземные постройки Успенского монастыря, восстановленные во время реставрации: дом игумена у дороги, часовенка, фонтан со священным источником, два здания монастырской гостиницы. Широкая лестница, вырубленная в скале, ведет на площадку второго яруса. Отсюда по более узкой лестнице поднимаемся в Успенскую церковь.
Слева внизу на дне ущелья просматриваетмся черепичная крыша и резной портал восьмигранного дюрбе (мусульманского мавзолея) основателя Крымского ханства Хаджи Гирея и его сына и наследника Менгли-Гирея, а рядом с ней – мусульманское духовное училище Зинджерли-медресе (Медресе железной цепи), построенное в 1500 г.
За монастырем дорога спускается в старую ореховую рощу и ведет далее к Чуфут-Кале. Слева на противоположном склоне кладбище русских воинов, участников обороны Севастополя 1854-1855 гг., умерших от ран. Далее у дороги встретится кладбище советских воинов, участвовавших в освобождении Севастополя в апреле-мае 1944 г. Далее слева на склоне балки Марьям-дере в густых зарослях - гото-аланский могильник VI—IX вв. В окрестностях Чуфут-Кале, судя письменным источникам, вплоть до XV в. жили в основном аланы или асы. Современными потомками алан этнографы считают осетин.
Дорога выводит к pасширению ущелья, где в него справа впадет большая балка. Правый склон ущелья лья в этом районе занят остаткамисредневекового мусульманского кладбища Газы-Мансур. В зарослях - развалины каменных могил и надгробия в виде длинных плит.
Наш подъем продолжается по древней, частично сохранившейся дороге, вымощенной камнями, по ней жители завозили все необходимое в город. За поворотом дороги останавливаемся, чтобы полюбоваться восхитительным зрелищем: на прекрасном фоне синего крымского неба, на неприступной скале возвышается «воздушный замок». Перед нами легендарный Чуфут-Кале (в переводе с крымскотатарского «иудейская крепость»), он же Кырк-ор, Топрак-кала, Бут-май, Гевхер-кермен. Последнее название переводится как «крепость драгоценностей» («драгоценная крепость»). Турецкий путешественник 17 в.Эвлия Челеби поясняет: «...татарские улемы дали название ему Гевхер-кермен. Ведь в те времена все ворота, стены и калитки замка были украшены драгоценными камнями».
ноябрь 2005 г.
Доступность: 2
Узнай больше о Чуфут-Кале
Кое-что из истории
Легенда.Как пчёлы Кырк-Ер спасли
План-схема Чуфут-Кале
Глава из книги Т.Фадеевой