По грунтовой дороге, ведущей через поля и цветущие сады, среди небольших возвышенностей подъезжаем к горе-останцу. Она как бы оторвалась от основного горного массива и уютно расположилась в центре живописных долин: Джан-Газы и Джурла.
Ну здравствуй, старый город, имени которого никто не знает. Мы будем называть тебя также, как и все тебя называют - просто Старая крепость, Эски-кермен.
Город расположен на плато обрывистой горы, вытянутой с севера на юг. Знакомство с его остатками лучше всего начать с его южной части, где были главные ворота. Обходя его с востока, по пути осматриваем храм Трех всадников.
Храм высечен в отвалившейся от массива глыбе. На северной стене сохранилась фреска с изображением трех всадников. Средний поражает копьем змея, двое других держат копья остриями вверх. У одного из всадников на крупе коня видна фигура мальчика. Под изображением — следы греческой надписи. Храм датируется XII веком, тогда же или в начале XIII века была выполнена роспись.
С южной стороны в город ведет древняя колесная дорога, проходящая зигзагами вдоль скал. Мы подходим к главным воротам города. Перед воротами и впереди верхнего марша дороги находилась передовая оборонительная стена (протейхизма), до настоящего времени хорошо сохранились вырубленные в скале «постели», на которых она возводилась. Древние мастера были прекрасными фортификаторами и при строительстве учитывали все особенности местности, благодаря чему последний марш дороги лежал между протейхизмой и главной оборонительной стеной.
Междустенное пространство являлось по существу коридором - глухим, высоким, запертым помимо главных, еще двумя передовыми двустворчатыми воротами в начале и в конце марша. Только разрушив одну за другой эти преграды под градом летящих сверху стрел и камней, противник мог подойти к главным, третьим воротам (тоже двустворчатыми). Неслучайно такие коридоры часто называют «коридорами смерти».
Прежде чем продолжить увлекательное путешествие по улочкам уютного Эски-Кермена, немного об истории его возникновения.
Исследователи считают, что город возник в конце VI в. Это был достаточно крупный центр ремесла и торговли. В окрестных плодородных долинах население занималось земледелием, в случае приближения опасности из «степи» люди укрывались в городе за надежными оборонительными укреплениями.
Однако в конце VIII в. эти укрепления не смогли спасти город и его жителей. В это время происходит восстание местного населения во главе с Иоанном Готским, которое хазары тяжело подавили, подвергнув страшному разгрому целый ряд поселений и, в частности, Эски-Кермен. Археологические исследования подтверждают этот факт, но вместе с тем дают возможность предположить, что впоследствии оборонительные укрепления восстанавливаются: были высечены новые пещерные боевые сооружения - казематы.
Таким образом, Эски-Кермен был восстановлен, и жизнь в городе продолжалась на протяжении еще нескольких столетий. И только в конце XIII в. после разрушительного вторжения татарской орды во главе с эмиром Ногаем, город, охваченный пожаром, окончательно погиб. До XV в. на плато еще проживало небольшое количество людей, но вскоре ушли и они. К началу XIX в. уже никто не помнил имя некогда цветущего города, его стали именовать Эски-Кермен - Старая крепость.
Продолжим свое путешествие. Мы остановились у главных ворот Эски-Кермена. Перед нами высеченный в скале коридор, ведущий к главной улице. В откосах его скальных стен вырублены пещеры, слева находилась сторожка, а рядом - проход в надвратную башню, справа находится достаточно просторный храм с крещальней. В восточной части храма расположена полукруглая апсида со ступенчатой скамьей (синтроном) и епископским креслом посреди нее; в южной - полукруглая скамья, рядом с которой устроена купель.
Мы отправляемся дальше по дороге с глубокими колеями, оставленными в скальной породе колесами повозок. Обратите внимание на желоба вдоль скальных откосов, которые древние строители вырубили для стока дождевых вод (культура градостроительства была высочайшей).
Повернув от главной улицы влево, подходим к одному из пещерных казематов. Он расположен в уступе скалы, прямо над дорогой, где проходила западная граница обороны города. Основное назначение этого каземата - защита расщелины в скале, ведущей на плато. Сохранились шесть отверстий, расположенных на уровне пола, чтобы сбрасывать на головы противника камни. Каземат имел и два вспомогательных помещения: кладовую с углублением для пифосов, в которых хранились запасы продовольствия и воды; а также «казарма» со скамьями, вырубленными вдоль стен: здесь воины могли отдохнуть.
На соседнем мысе располагается чрезвычайно важное для жизни города сооружение - зерновая яма, в которой хранили запасы зерна. Каземат соединялся с зерновой ямой лесенкой и перекидным мостиком.
Теперь направляемся к восточному краю городища. Мы видим, как в разные стороны разбегались улицы и переулки города, на них сохранились следы построек. Восточную часть города защищали оборонительные стены и пещерный каземат, который состоял из попарно соединенных пещер, имевших отдельный вход сверху.
Совсем рядом находится храм, получивший название Успения. На западной его стене сохранились фрагменты росписи. На фреске изображено успение Божией Матери, отсюда произошло и его название — храм Успения. Роспись предположительно датируется концом XIII века.
Первоначально на месте церкви была цистерна для воды, созданная вместе с боевой стеной и входившая в систему обороны. После разрушения стены цистерну расширили, горловину заложили плитой, сделали подход сбоку, со стороны обрыва, и устроили в ней давильню винограда с резервуаром, в который стекал сок. В глубокой яме в полу, по всей вероятности, стояли пифосы, так как при раскопках найдены их осколки. Позднее, когда здесь устроили храм, яму засыпали.
Идя по городу, мы еще раз убеждаемся, насколько продуманной и мощной была оборонительная система, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся следы многочисленных «постелей», оборонительных и дозорных комплексов.
В городе сохранились следы многочисленных жилых и хозяйственных построек, которые подтверждают, что в пору своего расцвета в городе проживало большое количество жителей. Один из самых компетентных исследователей «пещерных городов» А. Г. Герцен так описывает усадьбы горожан:
«Рядовая усадьба эски-керменца была отделена от узких и пустынных улочек высоким и глухим каменным забором. Низкая калитка со сводчатым перекрытием вела во двор, маленький и тесный. Его со всех сторон обступали различные надворные постройки. В этих двориках и протекала вся хозяйственная жизнь горожанина. В глубине дворика женщины перемалывали зерно на ручных каменных жерновах, варили пищу на примитивных открытых очагах, занимались прядением, ткачеством и другими бесконечными домашними работами. Здесь же под деревянным навесом помещался домашний скот, в частности ослы, на которых обычно перевозили тяжести. Каждый дом имел вместительную кладовую или вырубленный в скале подвал, куда спускались по деревянной лестнице и где хранили зерно в огромных сосудах (пифосах), частью вкопанных в скалу, или в крупных амфорах, служивших также тарой для вина и масла. Здесь же держали запас питьевой воды. В усадьбе было довольно тесно.
Собственно жилой дом, расположенный в глубине двора, состоял из нескольких помещений, частью двухэтажных, с двускатными или односкатными черепичными перекрытиями. Нижний этаж был всегда каменный. Верхний, куда вела каменная или деревянная лестница, с деревянным каркасом, заполненным саманными кирпичами. Здесь были жилые комнаты, стены которых обмазывались глиной, а затем белились. Второй этаж, как правило, имел балконы. Под их навесами хранилась всевозможная хозяйственная утварь».
Своеобразным центром города и его украшением являлась базилика, возведенная на самом высоком месте плато. Время постройки храма вызывает у исследователей споры: одни относят ее к VI в., другие - к VIII в. Два ряда колонн, украшая базилику, делили ее на три удлиненных зала, центральный заканчивался алтарным полукружием - апсидой. С западной стороны находился поперечно расположенный притвор. Значительно позднее к северной стороне храма пристроили часовню под черепичной крышей. Она была оштукатурена и расписана фресками, а пол был вымощен керамическими плитками.
Достопримечательностью Эски-Кермена является уникальное сооружение - осадный колодец. Чтобы его осмотреть, надо от базилики вернуться к жилым домам и вновь выйти на тропу, ведущую вдоль восточного обрыва на север. Пройдя метров сто, увидите в зарослях кустарника, у самого края обрыва, четырехугольное отверстие. Это люк входа в колодец. Шестью маршами уходит вниз крутая лестница. Между маршами устроены площадки, на средней для освещения лестницы в сторону обрыва прорублено окно. Лестница заканчивается каптажной галереей длиной около 10 метров. В галерею с потолка просачивалась вода. Возможно, здесь из естественной пещеры вытекал небольшой источник, воду которого строители крепости перехватили в толще скалы до выхода из пещеры. Ее накапливалось, по-видимому, вполне достаточно, чтобы защитники города и его население могли выдержать длительную осаду. По произведенным подсчетам в раннее время существования колодца в нем более или менее постоянно держалось до 70 кубометров воды. Во время осады города неприятелю удалось пробить скалу между четвертым и пятым маршами. Но и в дальнейшем, вплоть до XVII в., колодцем продолжали пользоваться.
До настоящего времени хорошо видны остатки стены, отделявшей застроенную часть города от обширного пустыря. Как и во многих других крепостях такого типа, значительная часть территории оставалась незастроенной и предназначалась для жителей близлежащих поселений,расположенных в долинах. В случае опасности они со своим скарбом находили в крепости защиту.
Заканчиваем путешествие на северной части плато. Расщелина, доступная и для спуска, и для подъема, была одним из самых уязвимых мест крепости, чтобы защитить его, здесь соорудили дозорный комплекс. Вырубленная каменная лестница в 33 ступеньки с двумя маршами выводит нас на изолированную скальными обрывами площадку. В скале также вырублены сторожка и каземат с бойницами. Наверху имеется площадка с глубокими выемками для установки деревянного парапета, служившего защитой для воинов. Площадка использовалась как дозорный пункт, с нее защитники крепости прекрасно просматривали весь район предгорья.
Доступность: 1