Горы и долиныГОРЫ И ДОЛИНЫ на family-travel.crimea.ru
ХРАМЫ КАЧИНСКОЙ ДОЛИНЫ

Храм архангела Михаила и Гавриила


Алтарная апсида снаружи


...и изнутри


Надписи в храме


Церковь Иоанна Предтечи обладает особенностью, не встречаемой ни в одной церкви Крыма - угловатой формой алтаря, вместо круглой


Попытка реконструкции


Древний некрополь в Верхоречье


Церковь Пресвятой Богородицы

(с.Кудрино-с.Верхоречье-с.Синапное)

Неторопливо несет свои воды река Кача через Крымское Предгорье. Вся её пойма занята фруктовыми садами, по обеим сторонам реки, между светлыми мергелистыми склонами гор-останцев приютились сельские домики. В 15 веке по долине проходила граница между двумя крупными государственными образованиями: христианским княжеством Феодоро и мусульманским Крымским ханством. Многое изменилось с тех пор, но остались до сих пор на качинской земле следы гордых феодоритов. Это - средневековые православные храмы - Архангельский, Богородицкий и Иоанна Предтечи.

В поездку по храмам Качинской долины мы выбрались в «нелётную» погоду. Сильнейший штормовой ветер сносил придорожные биг-борды, ломал деревья. Дождь сменялся градом. Свинцовое небо не предвещало скорого окончания этого светопреставления. Но как только мы подошли к первой церкви, в Кудрино, долина озарилась солнечным светом! Потом тоже повторилось в Верхоречье и в Авджи-Кое! Люди мы отнюдь не религиозные, но это оказало на нас огромнейшее впечатление, какой-то трепет и ощущение чуда.

Храм архангелов Михаила и Гавриила находится на северной окраине села Кудрино (б. Шурю), в сотне метров в сторону от шоссе. Развалины храма, поросшие сорной травой, расположены на старом христианском кладбище. На стенах церкви многочисленные граффити. Здесь и кресты, и всевозможные, не поддающиеся расшифровке, монограммы, и надписи на греческом языке, и цифры. Изучением христианских надписей Крыма, в том числе и надписей в храме деревни Шурю, подробно занимался известный краевед и историк к. 19 - нач. 20 в. В. В. Латышев, который считал, что все эти надписи не что иное, как: «записи досужих посетителей церкви или богомольцев, подобные тем, которые и в настоящее время имеются во всех более или менее достопримечательных местностях, посещаемых туристами».

Большинство надписей относится ко второй пол. 17 - нач. 18 в., но одна, в южной стене церкви, более древняя и гласит: «Возобновлен храм Божий архангела Михаила и Гавриила лета 7102(т.е. 1594 год), месяца августа». Существует предположение, что деньги на ремонт храма могли быть пожертвованы русским царем Фёдором Иоанновичем, так как сохранились грамоты этих лет о передаче средств на поддержание некоторых крымских православных храмов. Значит, и был «возобновлен храм Божий» на московские денежки. Добрая российская традиция помогать соотечественникам за рубежом идёт ещё с тех давних времен.

Следующее село - Верхоречье (б. Бия-Сала) - и ещё одна старая церковь во имя св. Иоанна Предтечи, вернее то, что от неё осталось. В 60-х годах ХХ века лишенную кровли, обгорелую в годы войны церковь разобрали на строительные нужды. Камням, из которых сложена абсида, применения не нашлось. Глубокая полукруглая ниша - алтарная абсида - всё, что осталось от великолепного храма XIV века. И ещё - уникальная фреска «Поклонение жертве», редко встречающаяся в стенописи средневековых храмов, а в Крыму единственная. Фреска имела два яруса: верхний, где на лазурном фоне был изображен так называемый деисус: поясные изображения Христа, девы Марии и Иоанна Крестителя, и нижний, где был представлен сюжет «поклонения жертве». Сюжет представлял собой изображение младенца-Христа, лежащего на большом круглом жертвенном блюде, с обеих сторон которого стояли в полный рост по три святителя, а у самых краев оконного проема - два ангела с опахалами-рипидами. Известный археолог О.И. Домбровский инициировал снятие фрески со стен храма и передачу её Бахчисарайскому музею в надежде на реставрацию. Однако эти надежды оказались тщетными. В связи с халатным (читай: наплевательским) обращением фреска была фактически уничтожена, поэтому сейчас судить о ней мы можем только по попыткам реконструкции, которые предпринимались Домбровским.

В 1587 году храм был впервые отреставрирован, о чем говорит надпись, приводимая академиком Кеппеном, побывавшим в Бия-Салах в 1833 году: «Воздвигнут от основания и покрыт святый и чтимый храм честнейшего и славнейшего пророка, предтечи и крестителя Иоанна, смиренною рукою Константия, архиерея и настоятеля Готии, старанием, помощью и иждивением господина Бината Темирского, на память его и его родителей, лета 7096, в ноябре месяце». К сороковым годам XIX века церковь вновь была отремонтирована силами одного из жителей села, о чем говорит надпись на известняковой плите, установленной ныне в абсиде храма: «Сооружен своими трудами поселянином Карпом Яковлевым сыном Савельевым и женою его Еленою 1849 года марта 1 дня».

На соседнем безлесном холме, через балку, видны многочисленные старые могильные плиты наиболее сохранившегося и одного из самых больших средневековых кладбищ в горном Крыму. Древнейшие надгробные памятники - массивные прямоугольные плиты - относятся, по предположению археологов, к IX-X вв. На некоторых из них сохранились изображения: кузнечные клещи, чабанская герлыга, пила и т. д. Вероятно, на надгробиях указан род занятий почивших под этими плитами. Надгробия одно- и двурогие - более поздние, XIV-XV вв. Они украшены орнаментом, иногда изображениями виноградных кистей и лоз. Все эти гробницы тяготеют к развалинам древней греческой церкви, до XIV - XV вв. стоявшей здесь же на холме. Позднее церковь была разобрана и перенесена на северо-западную окраину села.

Пересекаем вновь отстроенный мост через реку Марта, минуем село Синапное и оказываемся в безлюдной местности. Там, где в реку Кача впадают ручьи Авжди-Су и Окурка, когда-то было селение Авджи-Кой. Давно уж нет того села, а предание, красивое и доброе, живёт.

    «Жил когда-то в деревне, никто не помнит, как она называлась, бедный охотник Костас», - так начинается эта история. Занедужил однажды старик, совсем слёг. Тогда его маленький внук Анастас, любимый Насто, взяв кремнёвку, отправился на охоту вместо него. В горах мальчик увидел огромного красавца оленя-рогача, метавшегося среди стаи волков. Насто хоть и был совсем юным, слыл смелым охотником. Не задумываясь, выстрелил он в матерого хищника. Волк покатился по склону, а стая разбежалась. Направил мальчик ружьё на оленя, но руки сами опустились: не смог выстрелить, жалко стало губить такого красавца. И услышал он голос: «У тебя беда, и я хочу помочь тебе за то, что спас меня. Ты убил моего давнего врага. Возьми мои рога, они из золота». Рогач тряхнул головой, заблестели рога золотом и упали к ногам Анастаса. На хорошей пище и лекарствах, вырученных за кусочек золотого рога, быстро поправился старый Костас. И прожил ещё много лет, как и его внук. Не бедствовали и его дети, надолго хватило подарка золоторогого оленя... Многие, очень многие ходили на охоту в надежде встретить удивительного оленя. Но больше никому не удалось его повстречать. С тех пор стали называть ту деревню Авджи-Кой, что означает «деревня охотников», а гору, где повстречал Анастас оленя, - Анастасин-Тепе.

Греческие имена героев этой легенды, старый погост да древняя церквушка напоминают о том, что здесь когда-то жили православные греки. Храм Пресвятой Богородицы сохранился лучше других церквей Качинской долины. Целы не только стены и крыша, пол, но и железные прутья на окнах. Средства на строительство новой церкви сельчане собирали в течение трёх лет, и в 1898 году она была построена. Храм Пресвятой Богородицы был сооружён на фундаменте ранее существовавшей на его месте средневековой церкви Сергия, остатки которой видел А.И. Маркевич в 1889 г.

Церковь ориентирована на восток. Пропорции храма сбалансированы по модулю - византийскому футу. Апсида, полукруглая снаружи и изнутри, далеко выступает за контуры стен. Тип однокамерного церковного здания, как крайне упрощенный вариант купольной однонефной базилики со сводчатым перекрытием и размером, приведенным к 1/6 100 футов, т.е. к 5 метрам, был доминирующим в народном течении культового зодчества Греции. Таков и этот храм. Дверной проем в западной стене обрамлен по периметру орнаментом в виде меандра. Над входом под тимпаном латинский крест на шлемовидном основании, а также греческие надписи. Надписи есть также в нижней части портала. Одна из них гласит: «Омой прегрешения, не только лицо», на другой - имя «Иоанн Пузакидис». Может быть, это человек, чьими стараниями была перестроена старая церковь.

После войны в храме Божьем устроили казарму. Но после того, как солдатам дважды в ночи явилось видение сияющей в лучах света Богородицы, храм освятила одна из местных жительниц, а незваные постояльцы съехали от греха подальше.

11 ноября 2007 г.

  • Доступность: 1
  •  
    ГЛАВНАЯ family-travel.crimea.ruГлавная страница сайта