|
Килен-балка
Когда над Тавридой жара, Когда подо мной Килен-балка, А сверху - Казачья гора. Здесь держит колючая чаща Историю в цепких руках. И чувства мои в настоящем, А мысли - в ушедших веках.
Любовь к Родине начинается с малого. С любви к тому, что окружает вас, любви к ближайшей горушке и речушке, с любви к пчеле и цветку, любви к близкому, доступному и понятному... Вооружившись фотоаппаратом, хорошим настроением и жаждой открытий, отправляемся в ближайшую к нашему дому балку - Килен-балку. Путешествие начинаем с ее устья. Затопленная устьевая часть образовала Килен-бухту. Похоже, что здесь нет ничего примечательного, но это, если не знаешь. Интересное начинается прямо отсюда. Да что там - отсюда начинается Севастополь! Еще не был заложен первый камень будущего города, а уже в ноябре 1782 года в Килен-бухту вошли фрегаты «Храбрый» и «Осторожный». Они были первыми русскими судами, оставшимися зимовать в Ахтиарской (Севастопольской) бухте. Зимой моряки сделали промер бухт, привели фрегаты в порядок. Удобную глубокую, с пологими берегами бухту они выбрали для килевания кораблей - очистки днища от обрастаний - водорослей, ракушек. Отсюда и топонимы - Килен-балка, Килен-бухта. Фрегаты ремонтировали как раз в том районе, где ныне расположены мастерские судоремонтного завода, известного севастопольцам как 13-ый завод. Основанный в 1887 году, завод располагает плавучими кранами, доками, мастерскими, буксирами, водолазными и рейдовыми катерами. В восточных верховьях Килен-балки вырос жилой микрорайон флотских судоремонтников, названный в честь героя Великой Отечественной войны генерал-лейтенанта Жидилова. Глубокая и извилистая, балка уходит все дальше и дальше от моря, ее узкое плоское дно постепенно повышается, но одновременно повышаются и борта, так что высота этих отвесных обрывов остается неизменной - около 30 метров. Дно занято дачными участками с маленькими домишками, а западный склон балки - частными владениями с «домишками» побольше. Обрывы с обеих сторон настолько отвесны, что на них почти ничего не растет - дереву и кустарнику не за что уцепиться на этих каменистых стенах. По весне среди камней распускаются разноцветные ирисы, фиалки, а среди кустарников прячутся крымские орхидеи. Всего несколько тропинок ведет вниз. Они очень круты, кое-где вырублены ступени для удобства подъема и спуска. В обрывах зияют черные пасти пещер. Их множество в известняке, слагающем склоны, которые проточены во время оно рекой Авлиткой, давно уже пересохшей. Пещеры сравнительно невелики: протяженность самой большой - около 25 м. Многие использовались в средние века в качестве склепов, иные из них даже специально вырублены с этой целью. Средняя часть правого склона, в сущности, один большой средневековый некрополь. Сажая картошку на своих садовых участках, расположенных в балке, севастопольцы постоянно находят обломки керамики античного и средневекового периодов, пули всех видов и форм, картечь разных размеров, ядра, гранаты, осколки бомб, форменные пуговицы, английские трубки… Места эти обжиты с незапамятных времен. На плато, еще в период поздней античности существовало крупное сельскохозяйственное поселение. Чтобы осмотреть остатки этого поселения поднимаемся по безымянной балочке на плоскогорье. Здесь сосновые лесопосадки, прерывая свои стройные ряды, обнажают фундаменты неких построек. Информации о них мало, да и ту разыскали с трудом. Предполагают, что в XV в. в устье балки находился порт Авлита, принадлежавший княжеству Феодоро. Как раз через садовые участки проходила дорога из Авлиты в Каламиту (современный Инкерман). Ныне ее булыжное покрытие занесено толстым слоем почвы. После основания Севастополя в балке появились хутора флотских экипажей. Инициатором их создания был Ф. Ф. Ушаков. Хутором, расположившимся в нижней части балки, владел в конце XVIII - начале XIX в. Дмитрий Николаевич Сенявин, известный флотоводец, один из основателей Севастополя. Чем дальше продвигаемся по балке в сторону верховья, тем ближе подходят друг к другу ее борта, образуя подобие каньона. На правом склоне, над самым обрывом, прилепились гаражи, на левом картина иная - деревья и кустарники вырастают из расселин скал, на любой, даже самой крохотной полочке - дерево, малейшая пологость - уже роща. Вдоль дороги растут айланты - деревья с красивой перистой кроной. За рощицей айлантов в Килен-балку впадает с левой (по ходу движения) стороны другая балка - Микрюкова, короткая, с крутым подъемом. Мыс между балками - отрог Казачьей горы - интересен низким треугольным каменным навесом, метра на три выступающим из плоскости обрыва и похожим на рог окаменевшего доисторического чудища. Балка Микрюкова выводит к Суздальской и Казачьей горам. Здесь стойко сражались защитники Отечества, как в первую, так и во вторую героическую оборону города-героя Севастополя. Их кровью обильно политы камни Килен-балки. По тропе можно подняться на скалистое плато, чтобы осмотреть русский и английский памятники павшим в Инкерманском сражении и памятник морякам-артиллеристам, стоявшем здесь насмерть в 1941-1942 году. Миновав устье Микрюковой балки, видим оригинальное сооружение - высокую прямоугольную башню, увенчанную треугольным фронтоном. Это башня Микрюковского водопровода. Название, как водопровода, так и балки, произошло от находившегося где-то здесь хутора Микрюковых, семьи морских офицеров, участников первой обороны Севастополя. Башня служила (и служит) для вентиляции двух больших резервуаров, над которыми она возвышается. В эти емкости вода поступает из нескольких подземных каптажей. Это интересное гидротехническое сооружение действует и по сей день, поэтому территория охраняется. Старик-сторож разрешил нам осмотреть башню. На каждой грани окно, обрамленное пилястрами, ниже стены глухие, без проемов. На одной из граней дата постройки - 1885 г. На теплых стенах, облюбованных ящерицами, граффити начиная с XIX века. Кругом цветы и большие оранжевые тыквы. «Хорошо тут у Вас!»,- говорим сторожу. «Летом хорошо, зимой-то не очень», - отвечает тот и уходит в свою сторожку. Килен-балка - самая протяженная балка в Севастополе - длина ее пять километров. Она тянется в сторону вершины Сапун-горы и выходит на уровень плато только у Дергачей (так называется окраина города, где когда-то был хутор Дергачева). На последнем километре высота склонов уменьшается, они уполаживаются. На выходе из балки обустроен пруд, входивший в гидросистему Микрюковского водопровода.
2007 |