(Сюндюрлю-Кобасы, с.Новобобровское)
Начиная с I тысячелетия до н. э. на южном побережье и горах Крыма поселились племена тавров, этническое происхождение которых до сих пор окончательно не выяснено. Возможно, тавры являлись коренными жителями Крымского полуострова, а возможно это часть киммерийцев, отступивших в Крым из Северного Причерноморья под натиском скифов.
В Крыму известны десятки таврских памятников, в том числе в Байдарской долине: пещеры Юсуф-Коба III, Шан-Коба, Фатьма-Коба и Сюндюрлю-Коба. Вот к одной из них, овеянной старинными преданиями Сюндюрле-Кобе, отправляемся ранним апрельским утром.
Чтобы попасть в пещеру доезжаем до села Новобобровского в Байдарской долине. Старое название села - Бага. Как и большинство других в Байдарской долине, топоним не переводим ни с одного из известных языков. Исследователи давно уже высказывали мысль, что эти названия - следы какого-то праязыка, на котором говорили обитатели здешних мест в глубокой древности. Вполне вероятно, это были тавры.
Остановившись на площади перед заколоченным сельмагом, осматриваемся. Новобобровское, как и почти все другие села в Байдарской долине, расположилось у подножия окружающих ее гор. На севере видна 800-метровая Лысая гора с крестом на вершине, а на востоке - та самая гора Сюндюрлю-Кобасы, на которую нам и предстоит взобраться. Путеводители сообщают, что местные жители именуют гору «Пилоткой» за ее характерные очертания. Однако опрошенный нами местный житель, видимо, не читал путеводителей, поэтому и названия такого не знал. Он назвал эту гору «Пик».
Вершина горы имеет отметку 780 м над уровнем моря. Само Новобобровское лежит на высоте около 300 метров, так что гора вздымается над долиной почти на полкилометра. На ее западном склоне и находится вход в пещеру Сюндюрлю.
Сельская улица, переходящая в проселочную дорогу, приводит нас к широкой тропе, которая довольно круто поднимается на первый отрог горной цепи, окружающей Байдарскую долину. Эта тропа по хребту, поросшему можжевельниками - самый короткий путь к Сюндюрлю из Новобобровского. Есть и другой, окружной, более длинный, но и более живописный (особенно по весне) путь, по руслу реки Бага.
По мере подъема раскрывается чудесная панорама Байдарской долины. В центре ее большое зеркало Чернореченского водохранилища. Тут и там поднимаются невысокие, конической формы, почти безлесные холмы. Голубые вершины, замыкающие долину со всех сторон, имеют характер округлых гор, мягко переливающихся одна в другую.
От можжевеловой горы тропа идет лесом; постепенно расширяясь, она превращается в лесную дорогу. В одном месте, на развилке пяти лесных дорог, лесниками устроена кормушка для косуль. Следы пребывания этих горных козочек становятся заметнее ближе к вершине. От кормушки, ориентируясь на заметное оранжевое пятно маркировки, идем по тропе вверх. Под самой вершиной леc редеет, встречаются открытые каменистые пространства. Дорога приводит к перевалу южнее вершины Сюндюрлю-Кобасы. Горы, видимые с перевала к востоку, вздымаются уже на высоту более тысячи метров над уровнем моря.
В сторону вершины Сюндюрлю-Кобасы ведет неприметная тропа, вдоль которой вскоре начинает попадаться синяя маркировка. Чуть больше двух часов (с привалами и любованием красот) - и мы достигли вершины Сюндюрлю-Пилотки-Пика. Вершина горы почти безлесна, поляны вперемежку со скальными поясами. Один из скалистых выступов горы называется Тилки-Ялаган-Бурун - «мыс, облизанный лисицей». Название связано с необычным явлением: лисы приходили сюда лизать воду из выемок в скале.
Пещера находится ниже метров на двадцать по вертикали на прямой, соединяющей вершину и Новобобровское. Она имеет два больших входа, от которых пол круто понижается и приводит в большой зал длиной около 50 и шириной примерно 20 м. Пол завален глыбами, рухнувшими с потолка, одна из них массой не менее двух тонн. Некоторые стены пещеры словно раскрашены разноцветными красками - красными, зелеными, желтыми - и смотрятся очень нарядно. Из зала в глубь горы идет наклонный узкий коридор, упирающийся в завал. Коридор вел во второй пещерный зал, свод которого рухнул уже в ХХ веке.
Существует предание, объясняющее смысл этого тюркского названия: «Сюндюрлю-Коба» означает «потухшая пещера», от 'сюндю' - потухать. Легенда гласит, что здесь в 1475 г. во втором пещерном зале, куда вел ныне обрушившийся коридор, нашли прибежище генуэзцы, спасшиеся из разгромленных турками крепостей. Враги обнаружили их, но не могли проникнуть внутрь пещеры. Тогда, разложив у входа костры, они умертвили генуэзцев дымом.
Еще в начале ХХ века во втором зале пещеры находили массу человеческих костей, что подтверждает правдоподобие этой легенды.
Другое объяснение топонима более прозаично и носит описательный характер горного хребта: от тюрк. «сундурмак» - «вытягивать, протягивать».
Обломки керамики, найденные в пещере, говорят о длительном пребывании здесь человека - начиная с рубежа между эпохами бронзы и раннего железа (конец IX-VIII в. до н. э) до начала XX столетия. У северного входа в пещеру, в маленьком гроте, выявлено многослойное костровище. Очевидно, именно в гроте спасались от непогоды пастухи, а в зале они укрывали стадо. Сюндюрлю-Коба - один из немногочисленных памятников бронзового века под Севастополем. Предполагают также, что в первом зале было языческое святилище, превращенное в IX-X веках в христианскую часовню.
В окресностях Новобобровского есть еще одно интересное место, связанное с таврами - Каменная деревня - Таш-кой. Оно находится совсем недалеко от села, но, утомленные подъемом в горы, решаем оставить его на потом.
8 апреля 2007 г.
Доступность: 3