(пещера Кизил-Коба и водопад Су-Учхан)
ДОРОГА
40 минут лёту до Симферополя. Ещё полчаса по разбитым улицам столицы автономии. Далее наш путь на юго-восток по горной троллейбусной трассе в село Перевальное. Оно в 20 км от города.
Почти вся долина Салгира, по которой проходит дорога, занята фруктовыми садами. На дворе апрель и сады в цвету. У обочины «расцвели» табуретки с весенним ассортиментом: пучками редиски, петрушки, букетами тюльпанов и нарциссов. Ещё жители придорожных сёл предлагают самсу, молоко и квас.
Вот уже слева от шоссе четко вырисовываются склоны Долгоруковской яйлы. В одном из них, в верховьях ущелья, врезанного в толщу красноватых верхнеюрских известняков на высоте около 600 м и находится пещера Кизил-Коба (Красная).
От Перевального на восток ведет хорошая шоссейная дорога. Справа от нее течёт река Кизилкобинка. Примерно через три километра дорога пересекает русло реки и следует далее в направлении врезанного в яйлу амфитеатра, окаймленного серыми и буровато-красными скалами, образующими ущелье.
Постепенно дорога превращается в тропу. Мы спешиваемся и продолжаем свой путь по лесной тропинке. В какой-то момент прямо на дорожке начинают попадаться остатки керамики. Там, где дорога взбирается на холмик, на котором растут одичавшие плодовые деревья, черепков особенно много. Здесь в 14-15 вв. была деревенька.
Вслед за тропой ныряем под полог леса. Тропинка выводит на ровную туфовую площадку. Здесь можно перевести дух, полюбоваться открывающимся видом на верховья Салгира и отроги Чатыр-Дага. Рядом в лесу можно испить вкусной и холодной воды из речки Су-Учхан – правого притока Кизил-Кобы и подняться затем по ступенькам к Красной пещере.
ПЕЩЕРА.
Кизил-Коба - одна из самых знаменитых пещер горного Крыма. Известна она очень давно. Может быть о ней эти строки римского поэта Публия Овидия Назона:
Есть в стороне киммерян гора с каменистой
Мрачной пещерой: издавна там сон обитает ленивый.
Феб не сияет: лишь тонкий туман, от земли поднимаясь,
Влажной стелется мглой и сумрак сомнительный светит.
Медленной струйкой Летейский ручей, по хрящу пробираясь,
Слабым, чуть слышным журчаньем сладко наводит дремоту.
Под черными и глинистыми подтеками исчез автограф русского писателя А.С. Грибоедова. По галерее, которая носит теперь его имя, он проходил в 1825 году, любуясь ее пышным убранством. С тех пор стараниями посетителей убранство сильно померкло. Волшебным сиянием Индийского и Китайского зала нам уже не полюбоваться: по кусочку, по кристаллику красоту растащили.
В конце 19 в. побывавший в пещере поэт В. Бенедиктов с горечью писал:
Свод каждый, каждая стена
Хранит прохожих имена,
И силой хищной их руки
От стен отшиблены куски;
Рубцы и язвы сих громад
След их грабительства хранят,
И сами собственнной рукой
Они здесь чертят вензель свой,
И в сих чертах заповедных-
Печать подземной славы их.
И кто здесь имя на вписал?
И кто от этих чудных скал
Куска на память не отсек?
Таков тщеславный человек!
Созданьем, делом ли благим,
Иль разрушеньем роковым,
Бедой ли свой означив путь,
Чертой ли слабой - чем-нибудь
Он любит след оставить свой
И на земле, и под землей.
Но нельзя унести эти пилоны и своды, эти чудные формы подземной архитектуры. Пещерный потолок напоминает то монументальность ампира, то напыщенную парадность барроко, а стрельчатые арки, как в готическом соборе, подчеркивают стремительный порыв вверх. Великий зодчий Вода веками создавала эти творения. Роскошна и гамма красок на палитре подземелья – белые цветы коралитов, глянец потолков, красные застывшие струи каменных водопадов и голубые драпировки длинных анфилад.
Прекрасен ты подземный дом!
Лежат сокровища кругом;
Весь в перлах влаги сталактит
Холодной накипью блестит,-
Там в тяжких массах вывел он
Ряд фантастических колонн;
Здесь облачный накинул свод;
Тут пышным пологом идет
И, забран в складках, надо мной
Висит кистями с бахромой...
В.Г.Бенедиктов
А вот и сам Мастер! Оставляя в озёрах жемчужины, Подземная Река с шумом несёт свои кристально чистые воды по бесконечным лабиринтам Пещеры,чтобы выплеснуть их на свет Божий прекрасным водопадом.
ВОДОПАД.
Подземная река срывается с обрыва туфовой площадки водопадом Су-Учхан. Этот грандиозный уступ образовала сама река, вынося в течении тысячелетий из недр горы растворённую известь и отлагая её в виде известняковых туфов. Обрывистый склон площадки образует каскад водопадов общей высотой более 50 метров.
Струи воды искусно украшены нитями плюща и темно-зелёной плюшевой драпировкой из мха. В оригинальных гротах и арках рассыпаны белые звездочки проломника.
На водопаде многолюдно круглый год. В любое время года находятся желающие искупаться в быстрых водопадных струях.
А река журчит и несёт, и несёт энергетические лучи, собранные в недрах земли. Откуда-то из глубин несёт Подземная Река запечатанные в её информационном поле голоса, крики, разговоры, стоны людей, живших здесь тысячи лет назад.
КИЗИЛ-КОБИНЦЫ
Ах, как жаль, что целый народ остался без имени, и археологи называют его кизил-кобинцами. О чертах кизил-кобинской культуры известно довольно много, а вот носитель этой культуры — народ, создавший ее, остается до сих пор загадкой для науки. Имя дали ему по названию пещеры, где впервые были найдены вещи, принадлежавшие этому народу.
На Туфовой площадке перед пещерами было впервые раскопано жилище человека, обитавшего в ущелье 2500 лет назад. Кизил-кобинец вырубил в мягком туфе полуземлянку с низкой лежанкой и нишами по бокам. Тут же оказались две ямы для хранения зерна, обломки лепных горшков, мисок, кубков, бронзовые наконечники стрел, кольца, браслеты, датируемые началом эпохи железа.
Кизил-кобинская культура существовала с 9 до 2 вв до н.э., и только в Крыму. Кизил-кобинцы были земледельцами, и лишь этим, вероятно, отличались от тавров, которые жили в то же время, но - в горах, где не было пригодной для земледелия почвы. Кизил-кобинцы наверняка контактировали и с таврами, и с киммерийцами, позже - со скифами.
Нижняя пещера Кизил-Кобы, называемая Харанлы-Коба, откуда постоянно изливается вода, орошающая окрестные земли, была храмом, обителью богов. В пещере горел священный огонь, исполнялись ритуальные обряды, приносились жертвенные дары для божеств и духов. Пещера казалась им недрами земли, той самой, которая "рожает" зерно, поэтому культ пещеры был чисто земледельческим. У всех древних народов божество плодородия завязано со смертью, с подземным миром, куда надо сойти, чтобы обеспечить урожай (такова Персефона у греков или Осирис у египтян). Кизил-кобинцы были такими же индоевропейцами, как греки и египтяне, и их культы были похожими.
Стоя на Туфовой площадке, мы любовались кизилкобинским ущельем. Красивое ущелье:карминный и коралловый цвет скал, бездонное небо, гибкие и легкие лианы, каменные стены, заросшие мхом и лишайником, и прозрачная влага, слезами сочащаяся прямо из известняковой пористой тверди.
Время кизилкобинцев истекло, как вода из этих скал...
Апрель 2006 г.
Доступность: 2